Чудотворная Икона Богородицы "Онишковецкая"

Икона Богородицы Онишковецкая

   

    Икона Богородицы ОнишковецкаяНе оставила Пресвятая Богородица без особой своей милости людей православных в земли Дубенской на Волыни, прославив в селе Онышковцы свою чудную икону, которая и стала называться Онышковецкая. Пречистая Дева изображена на ней в Ее отроческом возрасте, стоящей в молитвенном положении со сложенными на груди руками и попирающей главу змия – искусителя. Этот образ был написан в 1825 году на холсте. Находился он в часовне, на источнике, вытекающем из меловой возвышенности, на расстоянии одной версты от с. Онышковцы. В праздники Св. Троицы и Воздвижения Честного Креста Господня ежегодно множество богомольцев из окрестностей стекались сюда для поклонения Пр. Богородице и для черпания воды из источника, что под часовнею. Книги «Девятисотлетие православия на Волыни 992-1892» и «Волынския епархиальныя Ведомости 1890» повествуют нам, что часовня, хранившая чудотворную икону Богоматери Онышковецкой, была построена в 1853г, - взамен ветхой, с давних пор существовавшей здесь. Поводом к устроению ее и путешествиям сюда богомольцев послужили следующие обстоятельства. Бывший владелец села Онышковцы, некий Скарбник, был поражен тяжкою болезнью, и на излечение ее потратил не малую часть своего имения. Опасаясь за свою жизнь и не надеясь более на помощь человеческую, он обратился наконец к помощи Божией и, в чувстве глубокого смирения, со слезами молился у своего домашнего образа Пресвятой Девы, прося ее ходатайства об отпущении ему грехов и об исцелении от болезни. Во сне ему является Небесная Заступница, одобряет его и обещает ему выздоровление, если только он в честь Ее устроит небольшую храмину. Сама Она указывает для построения такой храмины место, - где, как рассказывают, еще прежде этого видели Богоматерь, являвшуюся в сиянии в вечернее время, - и повелевает Скарбнику перенести сюда этот образ Ее. Утешенный небесным видением и почувствовав большое облегчение от недуга, помещик тотчас устроил на указанном месте храм-часовню и торжественно перенес сюда образ Царицы Небесной. Через некоторое время, отдав имение в другие руки и уезжая в деревню Столбец, доставшуюся ему по праву наследства, Скарбник пожелал взять с собою и икону Богоматери, как драгоценнейший залог воспоминаний о дивном событии в его жизни. Но когда посланный им для этого мальчик, взяв икону, хотел выйти из часовни, то, как говорит народное предание, какая-то невидимая сила преградила ему выход из нее: ужас объял его, ноги и руки скорчило ему так, что он, издавая плачевные вопли, не мог сам поставить икону на прежнее место. Слухи об исцелении помещика и наказании отрока быстро распространились в ближних и дальних окрестностях, собирая сюда народ для поклонения. Вскоре после вышеописанных событий совершился и следующий случай исцеления больного по молитве пред чудотворною иконою Божией Матери «Онышковецкой». Рымарь – выделыватель кож и мастер кожевных изделий, житель местечка Почаева, по фамилии Дифтер был разбит параличем так сильно, что не мог владеть ни руками, ни ногами. Тяжко страдая, больной возимел сильное желание отправиться в село Онышковцы и помолиться в часовне пред чудотворною иконой, там находящейся. Желание больного было исполнено,- его привезли к часовне и на простыне внесли в оную. Усердно помолившись перед образом Богородицы, он почувствовал облегчение и из часовни вышел уже сам, без посторонней помощи, совершенно здоровым. В благодарность за свое исцеление он, не имея денег, пожертвовал пятьдесят кож, которые были проданы, и вырученные за них деньги обращены были на нужды часовни и церкви. Впоследствии времени тот же самый Дифтерь, будучи купцом в Одессе, приезжал в Онышковцы на поклонение чудотворной иконе Божией Матери, даровавшей ему исцеление. Об этом замечательном исцелении рассказывают все Онышковецкие старожилы и жители местечка Почаева, хорошо знающие Дифтера. Видя такия и подобныя чудеса от чудотворной иконы Божия Матери – Онышковецкия бываемыя, народ с особенным усердием и в достаточном количестве стекался в село Онышковцы в каждую субботу после новолуния следующую для поклонения Онышковецкой святыне. Особенно же большое стечение народа бывало в праздники – Святыя Тройцы и Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня, когда совершался из Троицкой церкви торжественный крестный ход к Онышковецкой часовне. Количество богомольцев тогда простиралось до двух тысяч душ и более. В 1887г. на пожертвованные 100 рублей была устроена каменная подмуровка под часовню, а также со стороны мелового холма, засыпающего ключи, поставлена каменная стена. Во время Первой Мировой войны 1914г. в с. Онышковцы разместилась линия фронта. Австрийские солдаты, поругавшись над святынями, разобрали Свято-Троицкий храм и часовню на источнике, использовав стройматериалы для укрепления фронтовых окопов. Жители села были беженцами. После войны они возвратились в родное село. Затем последовала революция 1917г. Значительная часть Волыни, в том числе и село Онышковцы, в 1920г. вошли в состав Польши. Тогда усилиями крестьян и богомольцев в тридцатых годах Троицкий храм и часовня на источнике были вновь отстроены. Фундамент часовни был сделан в виде склепа с тремя коридорами из тесанного камня, по которых текла благодатная родниковая вода.

    Но в 1959г. в начале лета часовня была закрыта по повелению богоборческой власти. Святыни ее перенесли в храм, а само здание перевезли в с.Берег, со временем продав по частям как стройматериал. Местный Троицкий храм, находившийся в центре села Онышковцы, на расстоянии одного километра от источника, был закрыт в 1961г. Примерно через год после закрытия храма, все церковное имущество, в том числе и иконы, перенесенные из часовни (среди них была Онышковецкая икона Пр.Б.), были увезены ночью,- кем и куда,- неизвестно. По свидетельству очевидцев, Онышковецкая икона была величиной с входную дверь, в серебряной ризе. Был разрушен храм, была разрушена часовня и осквернен святой источник.

    Казалось бы, более никто не придет на это пустое место, но в этом заключался великий самообман гонителей веры Христовой. Ведь, самое главное, не исчезла благодать Святого Духа, почивающая здесь, не отняла Пречистая Владычица Богородица Свой благодатный покров, не исчезло предстательство святой праведной Анны за всех приходящих с молитвою к ней. И даже в годы гонений, тропа к этому святому месту не зарастала. Со своими скорбями и болезнями тянулся сюда православный народ, испрашивая у Пресвятой Богородицы и праведной Анны помощи и исцеления, и окунаясь в святом источнике, по вере получали просимое. В скором времени, по милосердию Божию, началось возрождение разрушенных святынь. В 1991 году был построен новый каменный храм над источником. А в 2000 году здесь был открыт скит Городокского Свято-Николаевского женского монастыря, в честь святой праведной Анны. С открытием обители возобновилось почитание местночтимой иконы Богоматери Онышковецкой.


   Так как, за годы гонений оригинал чудотворной иконы был утрачен, то, по благословению правящего архиепископа Варфоломея, в 2006 году монахинями иконописцами была вновь написана икона Божией Матери «Онышковецкая». Она стала украшением храма праведной Анны над источником. Настоятельница обители игуменья Михаила благословила совершать ежедневно молебен перед почитаемой Онышковецкой иконой, а также, было установлено пение акафистов перед ней. Жизнь в монастыре – это каждый день чудо. Насельницы скита святой Анны, за годы становления обители, стали свидетелями особого покровительства Царицы Небесной и праведной Анны. Все свои трудности и скорби они повергают у ног Владичицы Богородицы, а Она, яко Святейшая Игуменья, управляет всем, благословляет и освящает благие желания и намерения, да послужат в процветание святого места сего и во спасение всем притекающим к этой святыне. Живя под покровом Пресвятой Богородицы и праматери Анны, монахини скита каждое утро испрашивают благословение на свои труды, а каждый вечер, благоговейно притекая ко благодатному образу Пречистой Девы и Праведной Анны, благодарят за прожитый день. Многие паломники обращаются к сестрам обители с просьбой рассказать об Онышковецкой иконе, о ея чудесах. Многие просят, приобрести копию иконы, акафист Онышковецкой Богоматери и молитву, чтобы и дома молиться перед этим неибыкновенным образом Пречистой Девы Богоневесты. С особым благоговением и любвью к Царице Небесной и для большего прославления Ея в своей обители, с благословения матушки игуменьи Михаилы, сестрами скита святой праведной Анны были составлены в честь иконы «Онышковецкия»: тропарь, акафист, молитва и служба.


    Прославляя Пресвятую Троицу и поклоняясь Животворящему Древу Креста Господня, соприкасаясь своей грешной душой к великой тайне спасения рода человеческого, приклонимся и перед величием Пречистой Девы, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Ибо тысячелетиями стояло человечество пред заключенными дверями рая, пока Богоизбранная Пресвятая Дева не повела его за Собой, устилая терние цветами своей благодати. Призовем же Ее на помощь в наших немощах и сокрушенным сердцем воззовем к Ней: «Призри, Царице Небесная на рабы Твоя, пред иконою Твоею ныне предстоящия и под кров Твой верно притекающия: и якоже древле прославила еси чудесы икону Твою Онышковецкую, тако и ныне низпосли милости Твоя людем, во многих скорбех к Тебе притекающих, и умоли Сына Твоего спасти нас в день страшнаго осуждения, сохрани и огради нас от искушений врага диавола, ищущаго душевныя погибели нашея, и спаси души наша!» Пресвятая Богородице, спаси нас!



Заказ поездки в Скит Святой Анны к чудотворной Иконе - по ссылке